19 мая 2015

С 23 по 28 марта 2015 года, в период школьных каникул, во Владикавказе проходила IX Весенняя школа-семинар (ВШС-2015) для школьников 7-11 классов по математике, физике, информатике и робототехнике.
Соорганизаторами мероприятия выступили Министерство образования и науки РСО-А, Южный математический институт ВНЦ РАН, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова и Владикавказский Центр непрерывного математического образования.
Участниками Весенней школы-семинара в 2015 году стали 95 школьников республики из Владикавказа, Алагира, Беслана, станицы Архонской, селений Ногир и Гизель. В их числе 3 одиннадцатиклассника, 29 десятиклассников, 15 девятиклассников, 27 восьмиклассников, 17 семиклассников и 4 шестиклассника.
23 марта на открытии Весенней школы-семинара к участникам с напутственными словами обратились представители соорганизаторов: декан факультета математики и информационных технологий СОГУ, к.ф.-м.н. доцент Марат Захарович Худалов, к.пед.н., зав. отделом образовательных и информационных технологий ЮМИ ВНЦ РАН, директор ВЦНМО Вера Сергеевна Абатурова, к.ф.-м.н., н.с. отдела функционального анализа ЮМИ ВНЦ РАН Аслан Григорьевич Чшиев, к.ф.-м.н., доцент кафедры общей физики СОГУ Виктор Иванович Кесаев. Выступающие подчеркнули важность и актуальность для школьников проведения Весенней школы-семинара как одного из мероприятий, служащих популяризации науки и привлечению к занятиям математикой способных, мотивированных школьников. После открытия школьников ждали первые лекции от Аслана Григорьевича Чшиева и Виктора Ивановича Кесаева.
Лекции второго дня ВШС также были посвящены физике и математике. О процентах и финансовой математике рассказала школьникам Нина Михайловна Сережникова – учитель математики высшей категории гимназии №4. Карина Рафиковна Партиспанян из СОШ №1 ст. Архонской прочитала ребятам лекцию о звуковых волнах.
Большой успех у школьников имела  лекция третьего дня ВШС, представленная Марией Дмитриевной Макаренко: «Первые шаги в программировании, электронике и робототехнике с проектом ScratchDuino». Она поделилась с ребятами историей работы группы студентов над проектом сбора робоплатформы, управляемой простым языком программирования Scratch. В заключение лекции школьникам продемонстрировали видеоролик первых Открытых соревнований ВЦНМО по робототехнике «РобоЭкстрим», состоявшихся во Владикавказе в феврале этого года в рамках конференции «Колмогоровские чтения».
Во второй части третьего дня ВШС лекцию о решении олимпиадных задач по физике прочитал м.н.с. отдела матетического моделирования ЮМИ ВНЦ РАН, учитель физики РФМЛИ Дмитрий Георгиевич Пантилеев.
Заключительный день ВШС-2015 начался с демонстрации возможностей 3D-принтера, которую проводил Давид Григорьевич Минасян – м.н.с. отдела математического моделирования ЮМИ ВНЦ РАН.
Затем состоялась традиционная командная олимпиада Весенней школы-семинара, в рамках которой школьники, разбившись на команды, решали задачи по четырем дисциплинам: математике, физике, информатике и робототехнике. В олимпиаде приняли участие 14 команд (89 человек).
Безоговорочную победу в олимпиаде одержала команда в составе учащихся РФМЛИ Цуциева Давида (7 кл.), Одинцовой Вероники (7 кл.), Дзукаева Данела (8 кл.), Асоянца Владимира (9 кл.), Бречеева Олега (10 кл.) и учащегося МБОУ Лицей Чабанова Владислава (10 кл).
В рамках школы-семинара состоялся научный семинар школьников с докладами победителей и призеров конференции «Колмогоровские чтения».
ВШС – одно из мероприятий ЮМИ ВНЦ РАН и СОГУ им. К.Л. Хетагурова, включенных в  Комплексный план по реализации в республике в 2015 году Концепции развития математического образования в РСО-А.
Заключительным событием ВШС-2015 стало второе Открытое соревнование ВЦНМО по робототехнике «РобоЭкстрим». В двух номинациях: «Пилот» и «Автопилот» на специально подготовленном полигоне представили своих роботов 11 команд. В номинации «Пилот» во второй раз победила команда СОШ №22 г. Владикавказа «Энергия» (Бидеев Михаил, Суджаев Георгий), тренер команды – Сергей Геннадьевич Назаров, преподаватель робототехники СОШ №22 и ВЦНМО.
Прогресс в номинации «Автопилот» был продемонстрирован наглядно - было представлено 4 команды в этой сложнейшей номинации. К тому же если в первом соревновании «РобоЭкстрим», проводившемся в рамках «Колмогоровских чтений», командой-победителем был спасён всего один «пострадавший», то победители вторых соревнований - команда «Аланы-rebuild» Республиканского Дворца детского творчества (Гудиев Дмитрий (7 класс), Хохоев Рувим (5 класс)) собрали уже трех «пострадавших».
Также в рамках соревнований состоялось вручение сертификатов преподавателям, прошедшим обучение в рамках курсов «Методика преподавания робототехники на базе конструктора LEGO MINDSTORMS NXT»,  которые были организованы в феврале 2015 года Министерством образования и науки РСО-Алания совместно с Владикавказским Центром непрерывного математического образования и Республиканским Центром детского технического творчества. Курсы по робототехнике для учителей нашей республики провел Сергей Александрович Филлипов - руководитель Центра робототехники Президентского физико-математического лицея №239 г. Санкт-Петербурга, руководитель городского методического объединения преподавателей робототехники Санкт-Петербурга, учитель, методист, педагог дополнительного образования, тренер российской сборной по робототехнике.
На закрытии ВШС выступили организаторы и приглашенные лекторы. В своем выступлении д.пед.н., профессор Брянского государственного университета Ирина Евгеньевна Малова подчеркнула значимость мероприятия для развития школьного математического образования в республике и рассказала о том, что параллельно с обучением школьников в ВШС их учителя в дни весенних каникул обучались на курсах повышения квалификации, которые направлены на развитие республиканской интегрированной образовательной модели «Школа - Вуз - Наука» и реализацию в республике Концепции развития математического образования в РФ.
Вера Сергеевна Абатурова, к.пед.н., зав. отделом образовательных и информационных технологий ЮМИ ВНЦ РАН, директор ВЦНМО, во время своего выступления спросила у ребят, кто из них был участником ВШС прошлых лет. Оказалось, что среди школьников около 20 участников ВШС-2014, 10 - ВШС-2013, трое - ВШС-2012 и один - ВШС-2011. Это говорит о том, что Весенняя школа-семинар уже имеет свои традиции, создает преемственность поколений школьников и каждый год собирает как новых, так и прежних слушателей.
Оргкомитет ВШС-2015 рекомендовал участникам школы-семинара принять активное участие в Летней школе точных наук, открытой олимпиаде СОГУ, дистанционных олимпиадах ВЦНМО и других образовательных мероприятиях, проводимых для школьников в республике в рамках реализации Концепции развития математического образования в РФ.