20 августа 2020
Сергей Евгеньевич Бойченко об опыте кружковой деятельности

18 августа в рамках XV Владикавказской Летней школы точных наук перед учителями математики школ РСО-А выступил старший преподаватель Адыгейского госуниверситета, преподаватель Республиканской естественно-математической школы (г. Майкоп, Республика Адыгея), Бойченко Сергей Евгеньевич. Он рассказал об организации олимпиадной работы в школе, актуальных темах в начале работы в 5-6 классах, методике обучения решению олимпиадных задач.

Ежегодно в октябре в Майкопе проходит конкурс учителей математики Юга России.

Основными целями и задачами конкурса являются развитие и совершенствование профессиональных качеств учителей математики, их творческих способностей и интереса к научно-методической деятельности, повышение престижа профессии учителя математики, пропаганда научных и педагогических знаний, повышение квалификации и обмен опытом учителей математики, выявление и поддержка талантливых учителей математики.

Сергей Евгеньевич обозначил в начале доклада две проблемы, с которыми сталкивается это движение. « I. Мотивация детей. Многие дети и родители не понимают, зачем заниматься олимпиадной математикой. II. Проблема с кадрами. Проводить занятия в кружке – это огромная, практически ежедневная работа, далеко не каждый готов ей заниматься. Также здесь на первый план выходят психологические аспекты. Решение олимпиадных задач – это всегда небольшой стресс для учителя. Многие учителя боятся дать неправильный ответ, показать (или засчитать) неверное решение, потому что олимпиадные задачи – это всегда нечто новое, неожиданное, нешаблонное. Педагоги бояться, что ребенок может дать верный ответ, а они нет. Олимпиадная математика требует смелости оказаться неправым. С этими двумя проблемами справились адыгейские коллеги», - обозначил Сергей Евгеньевич.

В своей работе с учащимися кружков и олимпиадных групп преподаватели используют «систему листков». Разработал её Николай Николаевич Константинов — выдающийся организатор математического образования, один из создателей системы математических классов в Москве. В чём суть этого метода? На листе бумаги располагаются несколько задач по мере сложности. Теория содержится внутри каждой задачи. Двигаясь от задачи к задаче, ребенок сам открывает для себя новые знания, а затем применяет их в следующих задачах. Педагог отмечает продвижение учащихся. Для каждого занятия приходится делать свой листок – он должен учитывать текущий уровень учащихся, нельзя, чтобы он был слишком сложным или слишком легким. Учитель разбирает с ребенком ключевые задачи, а затем ребенок «дорешивает» оставшиеся. Основные задачи методики – обучение в процессе общения с преподавателем во время устной сдачи задач, изучение нового материала через решение задач.

Во второй части занятия Сергей Евгеньевич на примере нескольких задач показал, как составить такой листок. Владикавказские учителя внимательно слушали, задавали вопросы. Опыт работы педагогов из Адыгеи вызвал интерес и желание перенять систему листков в своей работе. Лекция Сергея Евгеньевича шла также в режиме видеоконференции Zoom. 5 учителей математики слушали доклад адыгейского коллеги дистанционно. Велась видеозапись семинара, которая после обработки будет размещена на канале YouTube, на странице ВЦНМО (ЛШТН-2020).