2 февраля 2021
Берта Бетрозова: «Математика никогда не будет лишней!»

Берта Бетрозова – преподаватель группы «Олимпиадная математика 4-6 класс» в ВЦНМО, студентка 4 курса факультета Вычислительной математики и кибернетики МГУ. В настоящее время проходит обучение в Школе Анализа данных YANDEX (1-й курс). Педагогический стаж работы - 2 года. Берта преподавала «Олимпиадную информатику» в Москве в Ассоциации победителей олимпиад, 2017,2019,2020 год - преподавала математику в Летней школе точных наук ВЦНМО. Область научных интересов - машинное обучение, искусственный интеллект.


Елена: «Какой основной принцип построения занятий в вашей группе «Олимпиадная математика 4-6 класс?»


Берта: «Пока я училась в школе и вузе, я заметила такую вещь: группа будет заниматься успешно, если есть два фактора у учеников: интерес к предмету и хорошее окружение. Что я под этим подразумеваю: интерес к предмету, ученикам интересно решать задачи, нравится предмет, есть увлеченность. Хорошее окружение - это про других ребят в группе. Они друзья, они взаимодействуют, у них есть общие интересы, бывают вместе на выездах. Очные занятия лучше онлайна, когда дети вместе сидят, на переменах могут пообщаться друг с другом. И эти два фактора, они на самом деле, один из другого вытекает. Если есть ученик, у которого есть интерес к предмету, у него результаты лучше, чем у остальных ребят в группе, то другие начинают за ним тянуться. Если есть ученик послабее, который в чем-то не разбирается, у остальных ребят хорошо получается, то он будет стараться тянуться за окружением. Я буду на своих занятиях стараться развивать и поддерживать оба этих фактора».


Елена: «Как организуется сам процесс обучения в вашей группе?»


Берта: «У меня нестандартная ситуация в кружке. В моей группе учатся ребята и 4-го и 5-го и 6-го класса. По факту, две группы. И нужно параллельно давать материал обеим. Мы сначала разбираем теорию. А дальше даём задачи для решения. Когда первую задачу решит большое количество ребят, мы начинаем ее разбирать. Продуктивность этого метода работы в том, что ребята, которые смогли решить задачу выходят к доске и объясняют решение своим товарищам. Не я рассказываю, а они сами. Это полезно и тем ребятам, которые решили задачу, (они тренируются излагать свои мысли) и тем , кто не справился с решением (мозги товарища ближе, чем моё объяснение).


Елена: «Какие олимпиадные задачи даются современным детям легко?»


Берта: «Всё индивидуально. У каждого ребенка получается что- то лучше своё. Знания они же не абстрагированы друг от друга. Если ребенок до этого немного занимался программированием и решал задачи на множествА, то и в математики задачи на множествА пойдёт у него лучше».


Елена: «А какие темы тяжело даются?»
Берта: «Геометрия тяжело даётся. Геометрия - это пространственное мышление, и если его нет, то будут провалы в геометрических задачах».
Елена: «Как вы порекомендуете готовить олимпиадные задачи с родителями? Если ребенок не ходит в кружок, но хочет решать задачки повышенной сложности?»
Берта: «Давайте вернемся к нашим двум факторам, указанным выше. Ребенку очень важно, какое будет окружение. На мой взгляд, решение олимпиадных задач с ребенком дома непродуктивно. Весело и интересно заниматься в кружке со своими сверстниками».


Елена: «Сколько времени требуется школьнику 4-6 класса, чтобы «натаскать» его на решение олимпиадных задач?»


Берта: «Начинать серьезные занятия олимпиадной математики надо с третьеклассниками и четвероклассниками, 2-3 раза в неделю. В серьезных школах Москвы и Адыгеи так. Во Владикавказе такой школы нет. Она только строится. ВЦНМО пытается создать такую школу. Но все равно, на данный момент такой налаженной системы нет. Но в качестве примера можно рассмотреть Адыгейскую математическую школу, занятия три раза в неделю по 2 часа. Если хотят достичь очень высокого уровня. Для общего развития, 2 раза в неделю по 1,5 часа ведь математика никогда не будет лишней для ребенка.


Елена: «Можно ли сейчас прийти в Вашу группу новым детям?».


Берта: « Да, можно, для этого нужно просто связаться с ВЦНМО и записаться на занятия. Отбор мы не проводим, он естественный - если будет нравиться и получаться, ребенок останется в группе».


Елена: «Благодарю за интервью Берта, успеха вам в работе и результатов вашим ученикам».

Приглашаем ребят 4-5-6 классов, неравнодушных к математике, да и просто тех, кому интересно думать и логически мыслить на кружок к Берте!!! Добро пожаловать!!!