28 сентября 2020
Из интервью с Макаренко Марией Дмитриевной

Как проходит обучение в группе «Олимпиадное программирование»?

М.Д: «Мы обычно используем информационные ресурсы, которые расположены в интернете. Каждый ребенок решает задачки на своём уровне. Сначала мы работаем по набору задачек, которые есть в сети. Ребята решают задачи. Всё, что вызывает вопросы и затруднения, мы комментируем, рассказываем, помогаем. Я на занятиях не одна. Со мной параллельно работает сильный студент факультета математики и компьютерных наук нашего университета. Бывают такие ситуации на занятиях, когда объяснение студента понятнее, чем моё (в силу того, что ребята близки друг другу по возрасту)».

Какая она система занятий?

М.Д: «В течение года ученики кружка многократно участвуют в различных олимпиадах любого уровня: от самого простого до самого сложного. Задача участия в олимпиаде – не победить, а посмотреть, вырос ты или нет по сравнению с предыдущим участием. Т.е. получилось или не получилось решить на одну задачку больше. И если дети бояться участвовать в олимпиадах – это показатель того, что ребенок не уверен в своих знаниях. Олимпиада – это ещё и прекрасный показатель, независимой оценки ребенка извне (независимой от моей оценки). Чем чаще ребята участвуют в олимпиадах, тем они увереннее себя там чувствуют, тем больший результат получается. Начинаем мы с заочных олимпиад, а заканчиваем выездными. Это совсем другой подход, другая ситуация. Дома, как говорится и стены помогают, а на выезде уже ничего не помогает. Нужно не только решить задачу, но и собраться в незнакомой обстановке, не растеряться, это то же большая проблема».

Какие они ученики в Ваших группах?

М.Д: «Они все разные. Кто-то доходит до олимпиад в конце обучения, некоторые вообще не доходят, потому что боятся. Есть ребята, которые рвутся на все олимпиады, но ничего не выигрывают, ничего не делают, но все равно стремятся поучаствовать. Все разные. Есть, кто говорит: «Да я уже 5000 раз выиграл все олимпиады по математике, ни разу по информатике». Для каждого ученика я подбираю свою олимпиаду, для того, чтобы они попробовали. Ещё по информатике, в отличие от других предметов очень часто используются командные олимпиады. Ребята объединяются в тройки и вместе решают задачи. Это очень интересно, потому что у них у всех разный опыт (кто-то умеет больше решать логические задачи, кто-то математические, а кто-то любит быстро и качественно набирать код). Программирование – это командная вещь, участие в командных олимпиадах даёт возможность понять, как это будет в будущем. Как это взаимодействовать со своими товарищами, чтобы прийти к решению задачи».

С какого возраста можно прийти в группу «начинающих»?

М.Д: «В группу «начинающих» я советую приходить с 7-го класса. Это, на мой взгляд, самый лучший возраст, когда уже есть базовые знания по математике и мозги уже работают. Понятно, что есть ребята, которые и в 6-м классе готовы биться на олимпиадах, а есть те, кто и в 8-м не готовы серьезно заниматься и самостоятельно осваивать программирование. В нашем кружке идёт самостоятельная работа. Каждый приходит, включает свой компьютер, включается в систему, в которой он решал задачи и продолжает работать дальше и дальше».

Бывает, что дети уходят. Почему они уходят?

М.Д: «Бывает, я считаю, что это нормально. Многие приходят, потому что работа программиста востребована сейчас и считается, что у них хорошие зарплаты. Естественно, все приходят по разным причинам. У кого-то складывается, у кого-то нет. Есть дети, которые (проучившись год) понимают саму идею и уходят, решив, что это не их. И это замечательно. Они находят себя в других областях. У нас остаются только те, кто хочет этим заниматься и может. Это абсолютно нормальный отсев. Ребёнок пришел, попробовал, понравилось - остался, нет - ушёл. Кто-то уходит через неделю, другие через год. Я считаю, что те, кто уходят через год – это самый правильный подход. Для того, чтобы разобраться в какой-то области, надо приложить усилия. Год – это тот срок, когда можно решить подходит тебе программирование или нет».

То есть «олимпиадное программирование» не для всех?

М.Д: «Я считаю, что программирование не для всех, а олимпиадное тем более. Это естественно следующий фильтр. У меня есть знакомые ребята, которые по сути не олимпиадники, но при этом прекрасные проектники, т.е. те люди, которые могут писать хорошие большие программы, которые участвуют в конференциях, выигрывают конкурсы, но не олимпиады. Это совсем другой стиль мышления, совсем другой подход. Это прекрасно, люди нашли себя вот в такой области. А есть «чистые» олимпиадники, которым не надо никаких проектов, 500 000 раз смотреть на одну программу. Все разные. Каждый выбирает свой путь».

Кто будет успешен в «Олимпиадном программировании»? Нужны какие-то особые черты характера, интеллектуальные данные, склад ума?

М.Д: «Первое, что нужно в этом направлении – не бояться сложности, не бояться ошибиться. Те, кто после первого провала, решают, что всё, ничего не получилось, никогда не будут олимпиадниками. Олимпиадник - это тот человек, который 1000 раз бьётся об стенку и знает, что в 1001 раз он её пробьёт. Упорный человек. Ему не важно, получилось или нет. Он всегда верит, что будет момент, когда он победит и выиграет. Если такого упорства нет, олимпиадником ты точно не будешь».

Какие основные языки программирования изучают дети в Вашем кружке?

М.Д: «У нас сейчас сложная ситуация, которую я называю «зоопарком языков программирования», потому что основной язык, который я достаточно долго рассказывала детям – это язык «C Sharp». Он хорош тем, что, с одной стороны, он современный, с другой, достаточно лёгкий. Но к сожалению, сейчас современные олимпиады заточены под другие языки программирования. Это – «C++» и «Python». Мы часто проходим отборы в «Сириус», а там только эти два языка. Хорошие ребята быстро переходят на «C++» и занимаются, конечно, им. Два последних года дети у меня начинают на «Python». Мне не очень нравится начало на этом языке, потому что, он вообще не похож на другие языки, с него очень сложно перейти на другой язык. На нём нельзя показать всю красоту программирования, которую можно было показать на «C Sharp». Сейчас дети в группе программируют на трех языках: «C Sharp», «C++» , «Python».

Предположим, пришёл мотивированный школьник с хорошими способностями, сколько ему нужно времени, чтобы выйти на региональный уровень?

М.Д: «Не видела ни одного школьника, которому с нуля понадобилось бы меньше, чем два года. Есть такие гениальные дети, которые в 10-11 классе приходят и достаточно быстро хватают, но на регион они уже не попадают, потому что переросли. 6-7-класснику нужно то же года два, чтобы добраться до регионального этапа олимпиады по информатике. Первый год – это всегда просто понимание, что происходит, просто раскачка, а дальше, если ты серьезный человек, ты можешь выйти на какие-то результаты».

Мария Дмитриевна, благодарю за интервью, было очень интересно окунуться в жизнь вашего кружка.