24 августа 2017
Залкин Виктор, выпускник ВЦНМО 2016 года

В настоящий момент, когда я пишу о том, как ВЦНМО повлиял на мою жизнь, я являюсь студентом 2 курса университета ИТМО (информационных технологий механики и оптики) факультета ИТИП (информационных технологий и программирования) кафедры ИС (информационных систем). Ясно, что в будущем я планирую работать в сфере IT, поэтому расскажу о ВЦНМО, благодаря которому, я и выбрал данный жизненный путь и пока успешно и с удовольствием по нему следую. 

Итак, впервые о владикавказском центре непрерывного математического образования я узнал классе в 8 от своей одноклассницы Хлюстовой Нелли. Тогда она мне рассказывала о том, какие она там пишет программы и игры на компьютер. Конечно, меня больше заинтересовали игры, и я подробнее расспросил её о них. Оказалось, что игры, которые писала Неля, отличались от тех, которые я видел до этого. В её играх всего лишь по полю прыгали какие-то лягушки, и с ними надо было что-то сделать. Меня это не очень заинтересовало, поэтому через некоторое время я про это забыл. В начале нового учебного года (уже 9 класс) она вернулась из ЛШТН и рассказала мне столько всего интересного об этом лагере, что я просто не мог не заинтересоваться им. Я попросил её сообщить мне о следующем отборе в лагерь, чтобы тоже поехать туда.

Наступает момент отборочных испытаний в ЛШТН. Я их пишу плохо, так как до этого не занимался олимпиадными задачами, потому что не особо интересовался ими, но всё-таки прохожу в ЛШТН хоть и за полную стоимость поездки. Было обидно, что я оказался на самом деле не таким умным, каким считал себя в школе, и решил поехать, чтобы, во-первых, получить новые впечатления (до этого только в спортивные лагеря ездил), во-вторых, расширить и улучшить свои знания, а, в-третьих, посмотреть на тех, кто смог решить много задач на отборочном этапе, ведь с ними будет интересно пообщаться.

Больше всего в моём первом ЛШТН, который проходил в 2014 году в Барсе, мне понравилось программирование. Младшая группа программистов (не по возрасту, а по уровню знаний), в которую попал я, решили с Марией Дмитриевной написать игру. Смысл игры заключался в том, что надо было, выстрелив с пушки, попасть в плавающий взад-вперёд кораблик. Программу мы писали небольшими кусочками: сначала создавали окошко игры, потом в Paint рисовали кораблик и заставляли его двигаться по нажатию кнопки, рисовали пушку и «учили её стрелять» и т.д. Каждый день я с нетерпением ждал нового занятия, чтобы узнать, что же мы будем делать дальше для нашей игры. Мне жутко понравилось делать что-то работающее своей головой и руками! Когда ты видишь результат своих трудов, это очень вдохновляет. Частенько любопытство брало вверх, и я подходил к Марии Дмитриевне между занятиями или в свободное время и спрашивал, что я могу ещё сам сделать для игры. Иногда придумывал что-то своё и спрашивал у неё как это можно написать в программе, и она мне всегда помогала, но, не делая всё за меня, а давая советы, которые направляли меня в нужную сторону, чтобы я сам смог прийти к решению. Тогда мне подобная помощь не особо нравилась, так как я хотел получить ответ «здесь и сейчас», но потом я понял важную вещь: когда сам находишь решению, это приносит больше удовольствия и лучше откладывается в голове. Конечно, итоговая игра была не намного сложней и интересней той, о которой мне рассказывала Неля и которая меня не впечатлила, но она была написана мной, и этого вполне хватало, чтобы она мне нравилась и я гордился собой, что смог сам написать свою игру. Именно в том ЛШТН я нашёл то, что действительно было мне не просто интересно, но и полезно для моего развития.

Также в ЛШТН я познакомился с множеством школьников, с которыми было интересно и весело проводить время (с ними я общаюсь и сейчас, когда мы уже разъехались по разным городам в разные ВУЗы).

Кто-то поехал тоже в первый раз, кто-то уже давно приезжает в эту школу, но все общались на равных. Кстати, более опытные участники школы тоже помогали мне с написанием игры.

Вместе с Марией Дмитриевной и другими «жаворонками» по утрам ходили в горы в качестве зарядки (база Барс находилась в Фиагдоне, поэтому горы были в шаговой доступности). Там же она учила нас правильно спускаться с крутых склонов. Выиграл HDD-накопитель в конкурсе бизнес-проектов (да, нас в ЛШТН ещё учили делать из простой, плохо сформулированной идеи настоящий «взрослый» бизнес-проект с точным описанием). Ещё помню, как впервые собирал роботов с помощью Lego Mindstroms под руководством Назарова Сергея, Скворцова Павла и Макаренко Ильи. В конце школы между роботами участников устраивали соревнования, и робот нашей команды занял в них второе место. Когда уже начался учебный год, я был в 10 классе и точно решил, что хочу ходить в ВЦНМО на программирование. Я снова попал в младшую группу и начал изучать программирование уже более структурировано и последовательно. Нам Мария Дмитриевна сначала объясняла темы, потом мы вместе, а затем самостоятельно решали задачи. И опять же, при возникновении проблем, она не давала готовый ответ, а лишь наводила нас на нужные для решения мысли. Уверен, что это очень сильно поспособствовало развитию способности самостоятельно решать возникающие проблемы и задачи. Также довольно часто я спокойно оставался после занятий, чтобы послушать, что же там проходит старшая группа и почерпнуть для себя что-то новое и попытаться разобраться в более сложных темах, чем я проходил в своей группе.

Благодаря моим занятиям в ВЦНМО я знал почти обо всех проходящих олимпиадах и участвовал в них (особенно активно и успешно в олимпиадах по программированию). Успешность достигалась тем, что мы периодически во время занятий решали онлайн-олимпиады и задания уже прошедших олимпиад и потом вместе их разбирали, чтобы узнать чего нам не хватило для их решения. Это помогло более уверенно себя чувствовать на «реальных» олимпиадах и вообще понимать, как стоит решать ту или иную задачу по программированию. Это мне в 10 и 11 классах позволяло доходить до республиканских этапов всероссийской олимпиады школьников. Однажды я даже смог пройти отборочный этап и съездить в Таганрог на олимпиаду, которую там проводил ЮФУ. Это, конечно, не победы на всероссийском уровне на ВОШ, но для меня, как для человека, который любит долго думать над задачами (что не очень хорошо для олимпиадного программирования), это был вполне сносный результат.

Ещё, в ВЦНМО я придумал и развивал свой проект MusicLamp. Так как в 10 классе я не достаточно хорошо разбирался в программировании и робототехнике, знания в которых мне были необходимы для развития проекта, то в это время я развивал общую идею и учился представлять его на публике. В этом мне и другим детям с проектами помогала Инна Владимировна. А вот в 11 классе, когда Скворцов Павел, научил меня работать с Arduino (платой, на основе которой можно создавать роботов и другие электронные устройства), я стал под руководством Марии Дмитриевны в ВЦНМО и ФабЛабе заниматься серьёзной разработкой устройства и программы для проекта, работу которого можно было бы показывать людям. Когда работающий прототип устройства был готов, я ездил с ним на различные конференции и занимал там призовые места. Наиболее значимыми результатами конференций, на которых я выступал с этим проектом, являются: «Колмогоровские чтения XVI» в Москве, где я получил диплом третей степени, и «Балтийский научно-инженерный конкурс», где я тоже занял третье место. Результаты этих конференция потом мне здорово помогли при поступлении в университет, добавив баллы в качестве ИД (индивидуальных достижений). Также в 11 классе я в ВЦНМО ходил на подготовку к ЕГЭ по информатике и в дальнейшем сдал его на 83 балла.

Вот сейчас я читаю то, что написал и понимаю, что получилось как-то много лишней информации, которая не всем будет интересна, так как вы читаете этот отзыв, чтобы узнать о ВЦНМО, а не обо мне. Но я не хотел просто писать какой ВЦНМО хороший центр, я хотел, чтобы вы увидели, как ВЦНМО положительно влияет на людей, а для этого мне пришлось взять в пример себе и описать часть своей жизни. То есть я попытался рассказать про ВЦНМО через себя, через то, как я изменился под этим влиянием. Надеюсь, что у меня получилось создать у вас некоторое представление об этой организации.

Ну, а для тех, кому не очень хочется читать эту тонну текста, я, пожалуй, сделаю краткую выдержку из всего вышесказанного, что касается ВЦНМО. Если вам нравится заниматься точными науками, и вы хотите делать это в группе или вам нужен руководитель, который сможет направить вас в нужную сторону, чтобы вы смогли улучшить свои знания и навыки, то приходите в ВЦНМО. Если вы ещё не знаете что вам интересно (как это было со мной), то попробуйте съездить в ЛШТН, где вы получите массу впечатлению и новых знаний из разных наук, познакомитесь со своими ровесниками, которые смогут вас заинтересовать или которые точно так же как и вы ищут занятие по душе. Готовиться к ЕГЭ можно, конечно, и самостоятельно, но без преподавателя сложнее понимать свои проблемные места и соблюдать дисциплину занятий, а занятия в группе дополнительно обеспечивают общение с такими же заинтересованными людьми, с которыми вы постоянно обмениваетесь знаниями и помогаете друг другу справляться со сложными темами в заданиях ЕГЭ, так как разбираться в материале проще сообща.

На самом деле я сейчас часто думаю о том, что было бы, если бы я пришёл в ВЦНМО раньше? Если я за два года так развил свои способности, то, сколько всего я мог сделать и достичь, посещая занятия, например, с 6 класса? Поэтому настоятельно советую тем, кто читает этот отзыв, как минимум съездить в ЛШТН, чтобы просто почувствовать эту атмосферу на себе, а потом, если понравиться, приходить на занятия в ВЦНМО. Именно ВЦНМО помог понять что мне интересно и чем я хочу заниматься в жизни.


Залкин Виктор

22.08.2017